Проектная деятельность
«Формы и методы профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования».
31.05.2023Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 38 «Родничок» г. Солигорска»
СОГЛАСОВАНО Начальник управления по образованию Солигорского райисполкома ______________ И.А.Цыбулько ____.____.2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГУО «Ясли – сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» _______________ С.А.Кравченя
____.____. 2021 г. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формы и методы профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования»
Cроки реализации педагогического проекта: 2021 - 2023.
Проект разработали:
Заведующий ГУО «Ясли - сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» Кравченя Светлана Алексеевна
Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли - сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» Сенюк Наталия Владимировна
Педагог социальный ГУО «Ясли - сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» Шкор Марина Александровна
Т. 261605
E-mail:yasli-sad38.rodnichock@yandex.by
Солигорск, 2021
Актуальность
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.
Согласно С.В Кривцовой буллинг - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Кривцова считает, что неравенство сил и повторяемость являются двумя существенными признаками буллинга [8, c.211].
Предотвращение случаев травли среди сверстников является важнейшей задачей не только учреждений образования, но и общества в целом, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям. Проблема буллинга осложняется тем, что буллинг может носить скрытый характер и всегда является систематически повторяющимся явлением, что осложняет работу специалистов и требует от них особых навыков и подготовки.
Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в детском саду, воспитатели не замечают или не хотят замечать травли среди дошкольников, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».
Проблеме буллинга в последние 30 лет стали уделять большое внимание во всем мире. Впервые это явление было описано скандинавским ученым Девидом Олвеусом в 70-е годы прошлого столетия. Основоположниками исследования буллинга в западной психологии по праву считаются такие ученые, как А. Пикас и П. Хайнеманн. Кроме того, проблему буллинга изучали и британские исследователи В. Бесаг и Д. Лэйн. Первые упоминания об исследованиях школьной травли относятся к 1905 г. Французский ученый К. Дьюкс в одной из своих работ впервые исследовал данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей. Благодаря работам Д. Олвеуса, Е. Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот.
В отечественной науке комплексное изучение буллинга только начинается, ранее рассматривались отдельные части ситуации буллинга - агрессия и насилие. В России изучением буллинга занимаются И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев. А.А. Бочавер и К.Д. Хломов и др. [10, c. 112-114].
К сожалению, несмотря на распространенность данного явления в современном обществе, буллинг в нашей стране в должной мере не исследуется, его проблема не освещается в полном объеме в СМИ.
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Проявления буллинга в детском саду отличается от буллинга в школе.
Проводниками насилия в детском саду являются отдельные дети, очень редко обособленная группа детей, еще реже, когда вовлекается весь детский сад.
У дошкольников насилие проявляется в отдельных акциях, спонтанно. Характерной чертой насилия является непосредственность (нет предварительной стадии предвкушения, обдумывания). У дошкольников нет времени для накопления напряжения, которое ищет выхода и находит разрядку. Одно состояние мгновенно сменяется на противоположное – от спокойствия к ярости.
Дошкольники не осознают до конца своих действий, у них отсутствует понимание последствий и чувства вины. Оправданием насилия чаще всего является незначительный проступок, наказание агрессора несоразмерно провинности, оцениваемой крайне субъективно.
Профилактика агрессивного поведения и буллинга среди детей дошкольного возраста предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
Так как учреждение дошкольного образования является первым уровнем основного образования ребенка, то целесообразно использовать формы и методы профилактики агрессивного поведения и буллинга среди детей дошкольного возраста для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
На основании того, что использование и апробация форм и методов профилактики буллинга в учреждениях дошкольного образования недостаточно распространены, было принято решение в ГУО «Ясли – сад №38 «Родничок» г. Солигорска» разработать настоящий проект.
Тема: «Формы и методы профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования».
Цель: повысить эффективность организации работы с детьми дошкольного возраста и их родителями по профилактике буллинга в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- Разработать алгоритм работы по профилактике буллинга, адаптированный в соответствии со спецификой деятельности учреждения дошкольного образования.
- Разработать диагностический материал для изучения буллинга в учреждении дошкольного образования.
- Организовать комплексную работу по профилактике агрессивного поведения среди дошкольников, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольного образования.
- Повышать психолого – педагогическую грамотность педагогов дошкольного образования и родителей (законных представителей) по вопросам буллинга и взаимодействия с детьми с агрессивным поведением.
- Разработать план работы по профилактике агрессии и буллинга у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать занятия для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение микроклимата в детском коллективе и межличностных контактов, снижение уровня агрессии.
- Разработать семинар-практикум для педагогов дошкольного образования, направленный на повышение психолого – педагогической грамотности педагогов по вопросу взаимодействия с детьми агрессивного поведения и буллинга (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения).
- Разработать консультации и практические занятия для родителей, направленные на профилактику буллинга.
Основная идея проекта
Профилактика буллинга в учреждении дошкольного образования - это системный метод социальной работы с детьми, их родителями и педагогами, опирающийся на использование ресурсов, связей и отношений с людьми.
Данная профилактическая работа предназначена для организации первичной профилактики по предотвращению буллинга и иного агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста.
Предполагается работа не только с дошкольниками, но и их родителями (законными представителями), а также с воспитателями групп.
Основной принцип работы специалистов с детьми и их родителями по данному направлению заключается в создании устойчивой сети социальной поддержки для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Содержание:
- Изучение нормативной базы, регламентирующей деятельность учреждений дошкольного образования по оказанию помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
- Изучение учебно – методической литературы.
- Разработка алгоритма проектного решения.
- Разработка диагностического материала.
- Разработка плана работы по профилактике агрессии и буллинга у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовка дидактического материала и пособий.
- Психолого – педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по теме педагогического проекта.
Формы организации:
- Обмен, систематизация и анализ информации.
- Составление и заполнение анкет.
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
- Консультационные беседы.
- Семинар-практикум для воспитателей.
Сроки реализации педагогического проекта.
Проект рассчитан на три года: 2021 - 2023. Анализ результатов проекта проводится в конце каждого учебного года.
Этапы реализации педагогического проекта:
- Организационно – подготовительный этап (сентябрь 2021 – август 2022 г.).
Цель: создание условий, обеспечивающих результативность педагогического проекта.
- Внедренческий этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022 г.).
Цель: внедрение педагогического проекта в практику работы учреждения дошкольного образования.
- Рефлексивно - аналитический этап (январь 2023 – май 2023 г.).
Цель: анализ эффективности использования форм и методов профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования и обобщение результатов педагогического проекта.
Критерии и показатели определения эффективности педагогического проекта.
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Качество результатов деятельности участников проекта
|
положительная динамика изменений отношений внутри социального окружения ребенка; предотвращение возможности проявления агрессивного поведения детей; профилактика буллинга; развитие образовательного процесса на основе внедрения нового содержания и методов. |
2. |
Высокая профессиональная компетентность педагогических и управленческих кадров |
создание профессиональной среды для обмена опытом; наличие эффективной системы повышения квалификации; личностные достижения педагогов. |
4. |
Повышение компетентности родителей (законных представителей) в сфере профилактики буллинга |
создание условий для просвещения по теме данного проекта; характер взаимоотношений «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок», «ребенок-воспитатель»; создание благоприятного микроклимата в группе, семье; количество родителей (законных представителей), участвующих в проекте. |
3. |
Ресурсная эффективность педагогического процесса |
надёжность, устойчивость, экономичность, оптимальность всех видов ресурсов, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в области качества дошкольного образования (кадровые, информационные, програмно-методические, финансовые, материально-технические и т.д.) |
5. |
Удовлетворённость результатами педагогического проекта |
положительная динамика удовлетворённости работой; мотивированность на достижение высокого результата; удовлетворённость полученными результатами в ходе реализации проекта; положительная динамика активности участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних. |
Ожидаемый результат:
1.Разработка алгоритма работы по профилактике буллинга.
2.Разработка диагностического материала, адаптированного к учреждению дошкольного образования.
3. Разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение микроклимата в детском коллективе и межличностных контактов, снижение уровня агрессии.
4.Создание консультативного центра для родителей по вопросам профилактики буллинга у детей.
5.Проведение семинара-практикума для воспитателей групп.
6.Профилактика буллинга и агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
7.Формы и методы позволяют и специалистам, и родителям добиваться положительных результатов, изменить отношения внутри социального окружения ребенка, способствуют профилактике буллинга в детской среде.
Участники педагогического проекта
Воспитанники старшего дошкольного возраста ГУО «Ясли-сад № 38 «Родничок» г. Солигорска»;
законные представители (родители) воспитанников ГУО «Ясли-сад № 38 «Родничок» г. Солигорска»;
Шкор Марина Александровна – педагог социальный 1 квалификационной категории, педагогический стаж 15 лет;
Бугай Ольга Сергеевна – педагог – психолог, педагогический стаж 10 лет.
Ресурсное обеспечение педагогического проекта
Кадры: педагоги, имеющие высокий творческий потенциал, желание участвовать в педагогическом проекте.
Создание нормативной правовой базы и научно – методического обеспечения: подбор нормативных правовых актов, учебно-методической литературы, оформление педагогического проекта.
Материально – техническое обеспечение: материально – техническая база ГУО «Ясли – сад №38 «Родничок» г. Солигорска».
Финансовое обеспечение: спонсорская помощь родителей (законных представителей), внебюджетные средства ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигорска».
Список использованных источников
- Анна Корниенко: Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка.: Учебник для родителей. -Рама Публишенг,2012.
- Володько Д.В. Коррекционно развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования: Минск «Зорны Верасок», 2010.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений: Москва,2006.
- Езотова Е.И., Никифорова Е.В. , Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.-М: Издательский цент «Академия», 2004-288с.
- Лапатина А., Скребцова М.: Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- 3-е изд., исп. и доп.- М.: Амрита -Русь, 2007,304с.
- Смирнова Т.П.: Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-160с.
- Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и и игр – М: Книголюб,2008.-48с.
- Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск : Нац. ин-т образования, 2016.
- Широкова Г.А, Практикум для детского психолога.- Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс,2006.-314.
Интернет ресурсы
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/06/bulling-v-detskom-sadu
https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-profilaktiki-detskoi-zhestokosti-v-do.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/bulling_v_detskom_sadu_chto_eto
http://lastochka-madou.ucoz.ru/load/starshij_vospitatel/konsultacii/bulling_v_detskom_sadu_reshaem_problemu_pravilno/67-1-0-2300
https://.ru/files/programma-po-profilaktike-iavlenii-bullinga-mobbin.html https://www.livelib.ru/book/2659/readpart-diagnostika-i-razvitie-kommunikativnoj-kompetentnosti-doshkolnika-guzeliya-huzeeva/~10