Памятка для родителей Как пополнить словарный запас ребенка в домашних условиях.

21.11.2023

Ребенок старшего дошкольного возраста существенным образом отличается от ребенка 4-5 лет: внимание становится более целенаправленным, устойчивым, расширяется круг интересов, совершенствуется деятельность, развивается личность в целом. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представлений и рост словаря. В возрасте 5-6 лет словарный запас ребенка увеличивается до 2500-3000 слов.

При недоразвитии речи могут проявляться тревожащие родителей моменты:

  • ребенок неактивен в речевом общении;
  • не может связно рассказать о происходящих событиях;
  • наблюдается низкий уровень осведомленности об окружающем мире.

Для успешного решения этих проблем нужно играть с ребенком в специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словообразование и словоизменение.

«Наоборот» Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например, высоко - …(низко), потерял - … (нашел) и т.д.

«Скажи по-другому» Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например, отыскать - … (найти), зябнуть - … (мерзнуть), шалить - … (баловаться) и т.д.

«Продолжи цепочку» Взрослый называет 1 – 2 слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слов. Например, пища – еда … (корм, продукты), жилище – дом … (квартира, здание) и т.д.

Эти речевые игры хорошо сочетать с такими заданиями, как: «Кто и что бежит? Ползет? Летает? Растет? Плывет?», «Кто или что может быть горячим? Жарким? Тяжелым? Легким? Крепким?» и т.д.

«Отгадай» Взрослый предлагает ребенку добавить одно общее слово к двум другим словам. Например, сидит, стоит – кто? Льется, журчит – что?

«Кто больше?» Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия. Например, бежит кто? (человек, зверь…), бежит что? (река, ручей, время).

Загадывайте ребенку загадки. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как он догадался. Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану (например, про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят).

Ребенка следует приучать воспринимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки.

Уважаемые родители!

Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны.

Учитель – дефектолог Куневич О.А.