Памятка для родителей "Речевая готовность к школе"

27.09.2023

Проверьте своего ребенка

1) Правильность произношения звуков и умение различать звуки речи на слух. 

Дети должны уметь четко произносить все звуки речи, владеть интонацией, регулировать громкость и темп речи, правильно ставить ударение в слове. Речь ребёнка, поступающего в первый класс, должна быть чистой, связной и выразительной.

2) Словарный запас ребёнка к семи годам должен составлять 2500-3000 слов: в нём должны присутствовать все основные части речи: существительные, прилагательные, глаголы, обобщающие слова такие как: одежда, посуда, обувь, фрукты, овощи, транспорт и т.д.

 Ребёнок должен знать название предметов, относящихся к различным группам, например: известные ему цветы, деревья, виды транспорта и т.д.

 Уметь определять название предмета по его признакам, например: кислый, жёлтый (лимон), зелёный, полосатый, круглый, сладкий (арбуз) и т.д.

 Уметь подбирать слова-признаки к различным предметам, например: ветер холодный, погода ясная, небо безоблачное, снег белоснежный, холодный, пушистый и т.д.

 Уметь подбирать действия к предмету, например: птица (что делает?) летает, уж ползёт, собака лает и т.д.

 Уметь подбирать предметы к действию: скажи, кто лает, стрекочет, щебечет, что наступает, замерзает и т.д.

 Ребёнок должен знать, чем занимаются люди не только известных профессий, таких как учитель, повар, врач, но и сталевар, геолог, столяр, инженер и т.д.

 Подбирать слова близкие по значению: храбрый - смелый, хороший -приятный, холод - мороз, стужа, хвалить - одобрять, расхваливать, скучать -тосковать и т.д.

 Ребёнок должен знать слова противоположного значения: белый -чёрный, хороший - плохой, мириться - ссориться, младший - старший, можно - нельзя, полезный - вредный и т.д.

 Понимать переносные значения выражений: золотое сердце, злой язык, голова на плечах, и т.д.

3) Уже к четырём годам ребёнок должен овладеть системой словоизменения, т.е. уметь изменять слова по числам, падежам, например: один сад, а много сады, (гулял где?) за садом и т.д.

Для того чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словоизменения можно предложить ему следующие задания: много это глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и т.д.

4) Системой словообразования ребёнок овладевает к семи годам. При словообразовании меняется значение слова, например: сад, садик, садовник, посадки, посадил, саженцы и т.д. Важно, чтобы ребёнок не только научился образовывать новые слова, но и активно пользовался этими словами, строил из них предложения.

Чтобы проверить насколько ваш ребёнок овладел системой словообразования можно предложить следующие задания:

 Подбери подходящее по смыслу слово: большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …,

 Закончи предложение: весной картошку сажают, а осенью …, воду наливают, а соль …,

 Назови детенышей животных: кто у медведицы? – медвежата, у коровы - …, у слонихи - …, у овцы - … и т.д.

 Если кораблик из бумаги, значит он бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и т.д.

 У лисы хвост - лисий, а у зайца - …, у собаки - …, у кошки-…и т.д.

 Если днём жара, то день жаркий, а если мороз - …, ветер - …, дождь -… и т.д.

5) Важно обратить внимание на связную речь ребёнка. Связная речь является основным показателем эффективности развития речи ребёнка в семье.

Необходимо научить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Вызывать у него желание о чем-то рассказывать. Расспрашивать о важных для него событиях. Внимательно слушать ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию.

Для формирования связной речи можно использовать следующие методы: описание предметов, рисунков, пересказ знакомых текстов, придумывание историй и сказок, беседы, составление и написание писем, поздравлений.

Учитель-дефектолог  О.А. Куневич