Особенности речевого развития детей третьего года жизни

12.07.2023

 

   На третьем году жизни некоторые дети уже свободно пользуются речью, их словарный запас составляет до 300-400 слов, они любят слушать, когда им читают, легко повторяют слова и фразы, играя с любимыми игрушками, разговаривают за них, иногда называют себя не только по имени, но используют и местоимения (Я сам).  У этих детей появляются познавательные вопросы.  Такие малыши обычно общительны, физически хорошо развиты, у них умелые ручки – развита мелкая пальцевая  моторика:

могут отвинтить крышечку,  сложить мозаику и т.д.  В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, ребёнок  шире использует глаголы, прилагательные. К трём годам начинают понимать и усваивать обобщающие понятия : одежда, посуда и т.д.

  К сожалению, есть и проблемные дети, которые в два года говорят ещё только  «мама-папа».   

   Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребёнок овладевает постепенно, путём  подражания произношению звуков и слов взрослых.  Если у ребёнка задерживается речевое развитие, прежде всего следует  проверить, хорошо ли ребёнок слышит, здоровы ли ушки,  развиты ли органы артикуляции, обратить внимание на уздечку языка ( не короткая ли она).  Бывает, что ребёнок  здоров, но  говорит только облегчённые слова, хотя всё понимает, выполняет ваши просьбы,  показывает рукой, глазами, мимикой, если  что-то ему необходимо,  любит слушать художественные произведения. Конечно, это низкий уровень развития речи. Запаздывание речи может быть  и так называемой  «псевдозадержкой»   речевого развития, когда ребёнок    молчит из-за обилия речи  вокруг: говорят за него мама, папа и другие взрослые. Такая  псевдозадержка обычно заканчивается тем,  что ребенок вдруг произносит целую фразу.    

 Бывают случаи, когда ребёнок  начинает говорить, а потом замолкает. Виной этому могут быть болезни, неблагоприятная  эмоциональная и социальная обстановки,  обрушившиеся на малыша заботы со стороны взрослых, когда любое его желание удовлетворяется  без речевых реакций. В этом случае  родителям следует  спровоцировать ребёнка на речь. Пусть мама не понимает его мимики, жестов.

  Обратите внимание  на ручки вашего малыша. Обычно задержка речеового развития  в этом возрасте хорошо определяется по руке. Руки не говорящего ребёнка вялые, ватные или, наоборот,  напряжённые, изолированные движения  пальцами у него не получаются. Такой ребёнок не может самостоятельно показать,  отогнуть два пальца – «2 года», не может сделать «козу», зайкины ушки, пробежать  двумя «ножками» -  пальцами по столу. Вероятно, родители не давали  ребёнку свободы  движений по дому, не позволяли играть с мелкими предметами  домашнего обихода (бусы, бутылочки с крышками.  А  между тем  микромоторика, т.е. мелкие движения пальцами, влияют на развитие речевых зон мозга, на развитие артикуляционной моторики.

 Для речевого развития ребёнка очень важно то,  с чем играет ребёнок и как с ним общаются взрослые. Ребёнку нужны  выключатели, коробки и бутылки с крышками, такие игрушки, которые  давали бы возможность использовать мелкие изолированные движения пальчиков и концентрировать внимание. Важны игрушки вкладывающиеся, складывающиеся, разбирающиеся и завинчивающиеся.

 Не следует забывать, что важное условие для развития речи – речевое общение. Действия ребёнка в одиночестве могут не побудить его к речи и до трёх лет. Общайтесь с ребёнком  во время игр, оречевляйте действия с игрушками и предметами и ваш ребёнок  быстрее овладеет активной речью. Чем больше Вы будете разговаривать с ребёнком в ходе игр и домашних дел, тем больше он научиться.

Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:

  • очень вял,  нехотя реагирует на окружающее;
  • часто   проявляет   беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
  • имеет сильное течение слюны;
  • не выполняет   простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
  • не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
  • говорит     «ма»     вместо «мама»    или    относит     слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
  • употребляет   слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.

Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

 

                                        Подготовила: учитель-дефектолог Куневич О.А.

  Используемая литература:

Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений.  – Мн.: Научн. метод .центр учебн. кн. и средств обучения.2002. – 224с.