Особенности речевого развития детей третьего года жизни
12.07.2023На третьем году жизни некоторые дети уже свободно пользуются речью, их словарный запас составляет до 300-400 слов, они любят слушать, когда им читают, легко повторяют слова и фразы, играя с любимыми игрушками, разговаривают за них, иногда называют себя не только по имени, но используют и местоимения (Я сам). У этих детей появляются познавательные вопросы. Такие малыши обычно общительны, физически хорошо развиты, у них умелые ручки – развита мелкая пальцевая моторика:
могут отвинтить крышечку, сложить мозаику и т.д. В этом возрасте в речи детей преобладают слова-названия, ребёнок шире использует глаголы, прилагательные. К трём годам начинают понимать и усваивать обобщающие понятия : одежда, посуда и т.д.
К сожалению, есть и проблемные дети, которые в два года говорят ещё только «мама-папа».
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослых. Если у ребёнка задерживается речевое развитие, прежде всего следует проверить, хорошо ли ребёнок слышит, здоровы ли ушки, развиты ли органы артикуляции, обратить внимание на уздечку языка ( не короткая ли она). Бывает, что ребёнок здоров, но говорит только облегчённые слова, хотя всё понимает, выполняет ваши просьбы, показывает рукой, глазами, мимикой, если что-то ему необходимо, любит слушать художественные произведения. Конечно, это низкий уровень развития речи. Запаздывание речи может быть и так называемой «псевдозадержкой» речевого развития, когда ребёнок молчит из-за обилия речи вокруг: говорят за него мама, папа и другие взрослые. Такая псевдозадержка обычно заканчивается тем, что ребенок вдруг произносит целую фразу.
Бывают случаи, когда ребёнок начинает говорить, а потом замолкает. Виной этому могут быть болезни, неблагоприятная эмоциональная и социальная обстановки, обрушившиеся на малыша заботы со стороны взрослых, когда любое его желание удовлетворяется без речевых реакций. В этом случае родителям следует спровоцировать ребёнка на речь. Пусть мама не понимает его мимики, жестов.
Обратите внимание на ручки вашего малыша. Обычно задержка речеового развития в этом возрасте хорошо определяется по руке. Руки не говорящего ребёнка вялые, ватные или, наоборот, напряжённые, изолированные движения пальцами у него не получаются. Такой ребёнок не может самостоятельно показать, отогнуть два пальца – «2 года», не может сделать «козу», зайкины ушки, пробежать двумя «ножками» - пальцами по столу. Вероятно, родители не давали ребёнку свободы движений по дому, не позволяли играть с мелкими предметами домашнего обихода (бусы, бутылочки с крышками. А между тем микромоторика, т.е. мелкие движения пальцами, влияют на развитие речевых зон мозга, на развитие артикуляционной моторики.
Для речевого развития ребёнка очень важно то, с чем играет ребёнок и как с ним общаются взрослые. Ребёнку нужны выключатели, коробки и бутылки с крышками, такие игрушки, которые давали бы возможность использовать мелкие изолированные движения пальчиков и концентрировать внимание. Важны игрушки вкладывающиеся, складывающиеся, разбирающиеся и завинчивающиеся.
Не следует забывать, что важное условие для развития речи – речевое общение. Действия ребёнка в одиночестве могут не побудить его к речи и до трёх лет. Общайтесь с ребёнком во время игр, оречевляйте действия с игрушками и предметами и ваш ребёнок быстрее овладеет активной речью. Чем больше Вы будете разговаривать с ребёнком в ходе игр и домашних дел, тем больше он научиться.
Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
- говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
- употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Подготовила: учитель-дефектолог Куневич О.А.
Используемая литература:
Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – Мн.: Научн. метод .центр учебн. кн. и средств обучения.2002. – 224с.