Зачем учитель-дефектолог задаёт домашние задания?

12.04.2023

 

Дата: 4 августа 2016 в 08:52, Обновлено 26 марта 2021 в 07:21

Написали мне в тетради
Трудное заданье.
Папа с мамою сказали:
 - Что за наказанье!  
 
Выполнение письменных рекомендаций учителя-дефектолога способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Рекомендации выполняются в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же учитель-дефектолог задаёт для выполнения на  дом?
Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-дефектологом.
Задания включают в себя основные разделы:
1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
2. Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.
3. Серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
4. Задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.
5. Задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
 
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

  • Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает учитель-дефектолог.

  • Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

  • Не рекомендуем выполнять задания  вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения). 

  • Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно.

  • Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ. Если при выполнении заданий ребёнок допускает ошибки, необходимо проработать с ребёнком данное задание.

  • Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

  • Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

Подготовила: учитель-дефектолог Куневич Ольга Александровна