Консультация для родителей "Ребенок в разновозрастной группе: хорошо или плохо?"

17.08.2023

В системе дошкольного образования принято разделять детей на группы по возрастам. Однако иногда в детском саду может быть открыта разновозрастная группа. Возникает вопрос: это хорошо или плохо, в первую очередь для детей?

Разновозрастные группы в детском саду позволяют повысить эффективность обучения в дошкольном учреждении, позволяют проявить характер ребенка. При этом в разновозрастной группе непременно будут сверстники вашего чада, поэтому вы можете не беспокоиться, что по возрасту он будет ощущать себя «белой вороной». А вот стремление быть примером или возможности подражать старшим товарищам будет предостаточно, чего нет в одновозрастной группе.

В разновозрастной группе развивается эмоциональная сфера ребенкаКогда ребенок наблюдает за поведением детей более младшего возраста (видит, что малышам нужна помощь в одевании и т.д.), то он учится заботиться о другом человеке, оказывать ему необходимую помощь и поддержку. Особенно важно, что дети учатся самостоятельно, без участия взрослого, замечать, что другому ребенку (малышу) нужна помощь и оказывают ее.

Отдельно стоит поговорить о развитии рефлексии детей. Рефлексия – это обращение сознания человека на свое или чужое мышление или поведение. Рефлексия недоступна человеку от рождения. Человек учится понимать, что думает или чувствует другой через взаимодействие с другими людьми. Ребенок, общаясь с детьми разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но и на многообразие проявлений других людей. Наблюдение за малышами расширяет границы опыта ребенка и помогает развитию рефлексии. 

 

Общение с малышами способствует формированию положительной самооценки детей. В группе детей одного возраста разница между умениями и навыками детей не так велика, как в разновозрастных. Наблюдая за детьми младшего возраста, ребенок (иногда самостоятельно, иногда с помощью педагога) осознает свои достижения. А именно, что раньше он многого не умел и не знал, а теперь умеет и знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в более раннем возрасте полезно для формирования положительной самооценки.

И, наконец, разновозрастные группы в большей степени отражают реальный мир в его разнообразии. В обычной жизни мы одновременно взаимодействуем с людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности и т.д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском саду, в котором они проводят большую часть будних дней, взаимодействовать с детьми разного возраста.

Источник:

https://putrishki-sad.grodruo.by/образовательная-сеть-учреждения/виртуальные-приемные-групп/

https://eduregion.ru/k-zhurnal/raznovozrastnye-gruppy-v-detskom-sadu/

 

Подготовил: заместитель заведующего по основной деятельности Н.В. Сенюк