Проектная деятельность
Педагогический проект «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах речевого развития дошкольников средствами квест-технологии»
02.10.2023Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигорска»
СОГЛАСОВАНО
Начальник управления по образованию райисполкома
____________Цыбулько И.А.
«___»___________2022
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г.Солигорска»
_____________Кравченя С.А.
«___»___________2022
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах речевого развития дошкольников средствами квест-технологии»
Срок реализации: 2022 – 2024 г. г.
Руководитель педагогического проекта:
Сенюк Наталия Владимировна заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигорска»
Т. 26-16-05
E-mail: yasli-sad38.rodnichock@yandex.by
Общие сведения
Государственное учреждение образования «Ясли-сад №38 «Родничок» г.Солигорска»
Тема педагогического проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах речевого развития дошкольников средствами квест-технологии».
Срок реализации 2022 – 2024 г.г.
Заведующий Государственного учреждения образования «Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигосрка» Кравченя Светлана Алексеевна.
Руководитель педагогического проекта Сенюк Наталия Владимировна, заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигорска».
Участники реализации педагогического проекта:
Куневич Ольга Александровна, учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория, педагогический стаж 19 лет;
педагогические работники ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г.Солигорска».
Актуальность педагогического проекта
В последнее время в нашем обществе возрастает количество детей, имеющих нарушения в речевом развитии. Причины такой неутешительной негативной динамики многогранны: это и особенности экологии, и снижение количества детей, имеющих первую группу здоровья, и процессы, происходящие в социуме (интенсивная компьютеризации, информатизация и т.п.), и вытекающие из этого психологические факторы.
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна и для нашего учреждения дошкольного образования, т.к. процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким (70-80%).
Однако, в реализации задач речевого развития дошкольников в соответствии с «Учебной программой дошкольного образования», одним из решающих факторов является профессиональная подготовка педагогов.
В работе с педагогами существуют разнообразные формы и методы, с помощью которых доносится новая информация, определяется уровень знаний или сформированность профессиональных компетенций. Чем больше в арсенале форм организации педагогического общения и разнообразней методы и приемы, тем выше заинтересованность, эмоциональная отзывчивость и профессиональная активность педагогов.
Наиболее эффективные, в плане активизации познавательной деятельности, создающие наилучшие условия развития, самореализации членов учебно-воспитательного процесса, современные интерактивные технологии, одной из которых является квест-технология. Она нацелена на развитие индивидуальности педагога, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность педагога, в которой он самостоятельно или совместно с коллегами открывает новый практический опыт.
Из этого можно сделать вывод о том, что при организации работы по речевому развитию детей одним из определяющих факторов является повышение профессионализма, развитие творческого потенциала каждого педагога с целью достижения оптимального уровня образования воспитанников.
Для достижения этих целей было принято решение о внедрении квест-технологии в практику взаимодействия учителя-дефектолога пункта коррекционно-педагогической помощи, воспитателей и специалистов ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигорска» через реализацию педагогического проекта «Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах речевого развития дошкольников средствами квест-технологии».
Цель педагогического проекта – создание условий для повышения компетентности педагогов учреждения дошкольного образования в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста средствами квест-технологии.
Задачи:
Изучить уровень сформированности речевых навыков дошкольников.
Изучить уровень педагогической компетентности воспитателей и специалистов учреждения дошкольного образования по вопросу речевого развития дошкольников.
Определить основные признаки профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников на основе изучения научно – педагогической литературы.
Повысить профессиональную компетентность педагогов через реализацию эффективных образовательных технологий в работе с детьми;
Обеспечить и совершенствовать развивающее образовательное пространство в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
Изучить результаты эффективности методического сопровождения педагогов по вопросу речевого развития дошкольников.
Оформить проектный продукт – методические и дидактические средства (описание интерактивных методических мероприятий (методические разработки, методические рекомендации), буклеты, памятки, опросники).
Представить опыт реализации педагогического проекта педагогической общественности района через выступления на методических объединениях, публикации в средствах массовой информации.
Основная идея педагогического проекта
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».
Компетенция - это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам речевого развития детей позволяет полностью обеспечить целостность воспитательно-образовательного процесса и гарантирует разностороннее, полноценное развитие ребенка, формируя у него универсальные способности до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества, обеспечивая тем самым равный старт развития для всех детей.
С целью совершенствования профессионализма воспитателей, методическое сопровождение образовательного процесса включает в себя следующие основные направления работы:
работа по углублению и систематизации знаний педагогов по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста;
создание развивающего образовательного пространства на каждом возрастном этапе;
совершенствование профессиональных компетенции в вопросах речевого развития дошкольников.
Решению этих вопросов могут способствовать инновационные технологии, а именно квест-технология.
Использование данной технологии в работе с педагогами достаточно эффективно, так как:
участие в квест-игре позволяет каждому педагогу проявить свои знания и способности, а также проявить искреннюю заинтересованность в достижениях друг друга;
создается возможность эффективного профессионального взаимодействия в процессе групповой работы: умение слушать друг друга, распределять работу, оказывать помощь, обмениваться информацией и усилиями, что служит хорошим способом сплотить играющих;
в квестах присутствует элемент соревновательности, а также эффект неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Они способствуют развитию аналитических способностей, развивают фантазию и творчество, т.к. участники могут дополнять квесты по ходу их прохождения;
создание атмосферы эмоционального подъема и раскрепощенности способствуют повышению самооценки педагога, уверенности в себе, а также снятию чувства страха за ошибку, что очень важно для молодых, начинающих педагогов.
Квест – игра в работе с педагогами способствует активизации передового опыта, обмену знаниями и опытом, становлению нового профессионального мышления, приобретению конструктивной позиции в отношении нововведений, пробуждению чувства нового, формированию критической самооценки собственной практики.
Этапы реализации педагогического проекта
- Подготовительный этап (сентябрь 2022г. – август 2023г.).
Цель: создание условий, обеспечивающих результативность педагогического проекта.
- Внедренческий этап (сентябрь 2023г. – апрель 2024 г.).
Цель: внедрение педагогического проекта в практику работы с педагогическими работниками.
- Рефлексивныйэтап (май 2024 г.)
Цель: анализ эффективности использования квест-технологии в реальной педагогической практике и обобщение результатов педагогического проекта.
Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта
Критерии |
Показатели |
Профессиональный рост педагога |
положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство; профессиональные и личностные достижения педагогов |
Уровень педагогической деятельности |
положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий. |
Удовлетворенность результатами деятельности учителя-дефектолога и законных представителей |
мотивированность на достижение высоких результатов; удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса учреждения образования проектной деятельностью. |
Качество управления инновационными процессами в учреждении дошкольного образования |
наличие необходимых организационно-педагогических и материально-технических условий; обеспеченность учреждения дошкольного образования программно-методическими комплексами и другой документацией. |
Высокая профессиональная компетентность педагогических и управленческих кадров |
создание профессиональной среды для обмена опытом; наличие эффективной системы повышения квалификации учителя-дефектолога; личностные достижения учителя-дефектолога. |
Рефлексивная педагогическая компетентность |
осуществление цикла рефлексивной деятельности: критика, отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности; повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельности |
Взаимодействие всех участников проектной деятельности |
создание системы сетевого взаимодействия; благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество. |
Список использованных источников:
- Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011 г. № 243-З: включен в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 17 января 2011 г. № 2/1795.
- Учебная программа дошкольного образования. – Минск, Национальный институт образования, 2019. – 416 с.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении Положения о пункте коррекционно-педагогической помощи» от 25 июля 2011 года №131.
- Постановление Министерства образования Республики Беларусь «Об утверждении инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования и признания утратившими силу некоторых постановлений Министерства образования РБ» от 1.09.2011г. №251.
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признания утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов от 25.01.2013 г. №8.
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – с. 272.
- Василенко, А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения 26.02.2021).
- Википедия. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест_(значения) (дата обращения 17.01.2021);
- Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): уч. пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
- Непрерывное образование педагогов: достижения, проблемы, перспективы [Электронный ресурс] : материалы II Международных педагогических чтений (Минск, 5 ноября 2019 г.) /М - во образования Респ. Беларусь, ГУО «АПО »,ОО «Белорус. пед. о -во».– Минск :АПО,2019.
- Осяк, С.А., Султанбекова, С.С., Захарова, Т.В., Яковлева, Е.Н., Лобанова О.Б. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.; / [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=20247 (дата обращения: 13.12.2020).
- Ушакова, О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
«Формы и методы профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования».
31.05.2023Управление по образованию Солигорского райисполкома
Государственное учреждение образования
«Ясли-сад № 38 «Родничок» г. Солигорска»
СОГЛАСОВАНО Начальник управления по образованию Солигорского райисполкома ______________ И.А.Цыбулько ____.____.2021 г. |
УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГУО «Ясли – сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» _______________ С.А.Кравченя
____.____. 2021 г. |
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формы и методы профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования»
Cроки реализации педагогического проекта: 2021 - 2023.
Проект разработали:
Заведующий ГУО «Ясли - сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» Кравченя Светлана Алексеевна
Заместитель заведующего по основной деятельности ГУО «Ясли - сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» Сенюк Наталия Владимировна
Педагог социальный ГУО «Ясли - сад № 38 «Родничок» г. Солигорска» Шкор Марина Александровна
Т. 261605
E-mail:yasli-sad38.rodnichock@yandex.by
Солигорск, 2021
Актуальность
Агрессивные проявления у детей являются одной из наиболее острых проблем не только для работников сферы образования, но и для общества в целом. Рост детской преступности, увеличение числа детей, проявляющих агрессию в повседневной жизни, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.
Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные корректирующие меры. Агрессивное поведение встречается у большинства детей. Однако у ряда детей агрессивное поведение становится устойчивой характеристикой личности. В итоге у ребенка возникают сложности с самореализацией, личностным развитием, общением с окружающими людьми.
Согласно С.В Кривцовой буллинг - это агрессия одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться. Кривцова считает, что неравенство сил и повторяемость являются двумя существенными признаками буллинга [8, c.211].
Предотвращение случаев травли среди сверстников является важнейшей задачей не только учреждений образования, но и общества в целом, поскольку жестокое отношение к ребёнку неминуемо приводит к негативным последствиям. Проблема буллинга осложняется тем, что буллинг может носить скрытый характер и всегда является систематически повторяющимся явлением, что осложняет работу специалистов и требует от них особых навыков и подготовки.
Актуальность проблемы профилактики буллинга заключается в том, что не созданы универсальные способы борьбы с данной проблемой в детском саду, воспитатели не замечают или не хотят замечать травли среди дошкольников, из-за этого вовремя не оказывается необходимая поддержка и помощь как «жертвам», так и «обидчикам».
Проблеме буллинга в последние 30 лет стали уделять большое внимание во всем мире. Впервые это явление было описано скандинавским ученым Девидом Олвеусом в 70-е годы прошлого столетия. Основоположниками исследования буллинга в западной психологии по праву считаются такие ученые, как А. Пикас и П. Хайнеманн. Кроме того, проблему буллинга изучали и британские исследователи В. Бесаг и Д. Лэйн. Первые упоминания об исследованиях школьной травли относятся к 1905 г. Французский ученый К. Дьюкс в одной из своих работ впервые исследовал данный феномен, и его научные изыскания были положены в основу целого ряда трудов европейских исследователей. Благодаря работам Д. Олвеуса, Е. Роланда и других ученых в 1978 г. понятие «буллинг» было введено в научный оборот.
В отечественной науке комплексное изучение буллинга только начинается, ранее рассматривались отдельные части ситуации буллинга - агрессия и насилие. В России изучением буллинга занимаются И.С. Кон, О.Л. Глазман, И. Бердышев. А.А. Бочавер и К.Д. Хломов и др. [10, c. 112-114].
К сожалению, несмотря на распространенность данного явления в современном обществе, буллинг в нашей стране в должной мере не исследуется, его проблема не освещается в полном объеме в СМИ.
Буллинг - это социальное явление, свойственное преимущественно организованным детским коллективам. Проявления буллинга в детском саду отличается от буллинга в школе.
Проводниками насилия в детском саду являются отдельные дети, очень редко обособленная группа детей, еще реже, когда вовлекается весь детский сад.
У дошкольников насилие проявляется в отдельных акциях, спонтанно. Характерной чертой насилия является непосредственность (нет предварительной стадии предвкушения, обдумывания). У дошкольников нет времени для накопления напряжения, которое ищет выхода и находит разрядку. Одно состояние мгновенно сменяется на противоположное – от спокойствия к ярости.
Дошкольники не осознают до конца своих действий, у них отсутствует понимание последствий и чувства вины. Оправданием насилия чаще всего является незначительный проступок, наказание агрессора несоразмерно провинности, оцениваемой крайне субъективно.
Профилактика агрессивного поведения и буллинга среди детей дошкольного возраста предназначена для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
Так как учреждение дошкольного образования является первым уровнем основного образования ребенка, то целесообразно использовать формы и методы профилактики агрессивного поведения и буллинга среди детей дошкольного возраста для расширения базовых социальных умений детей с агрессивным поведением.
На основании того, что использование и апробация форм и методов профилактики буллинга в учреждениях дошкольного образования недостаточно распространены, было принято решение в ГУО «Ясли – сад №38 «Родничок» г. Солигорска» разработать настоящий проект.
Тема: «Формы и методы профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования».
Цель: повысить эффективность организации работы с детьми дошкольного возраста и их родителями по профилактике буллинга в учреждении дошкольного образования.
Задачи:
- Разработать алгоритм работы по профилактике буллинга, адаптированный в соответствии со спецификой деятельности учреждения дошкольного образования.
- Разработать диагностический материал для изучения буллинга в учреждении дошкольного образования.
- Организовать комплексную работу по профилактике агрессивного поведения среди дошкольников, родителей (законных представителей) и педагогов дошкольного образования.
- Повышать психолого – педагогическую грамотность педагогов дошкольного образования и родителей (законных представителей) по вопросам буллинга и взаимодействия с детьми с агрессивным поведением.
- Разработать план работы по профилактике агрессии и буллинга у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать занятия для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение микроклимата в детском коллективе и межличностных контактов, снижение уровня агрессии.
- Разработать семинар-практикум для педагогов дошкольного образования, направленный на повышение психолого – педагогической грамотности педагогов по вопросу взаимодействия с детьми агрессивного поведения и буллинга (причины агрессивного поведения, признаки, методы работы, тактика поведения).
- Разработать консультации и практические занятия для родителей, направленные на профилактику буллинга.
Основная идея проекта
Профилактика буллинга в учреждении дошкольного образования - это системный метод социальной работы с детьми, их родителями и педагогами, опирающийся на использование ресурсов, связей и отношений с людьми.
Данная профилактическая работа предназначена для организации первичной профилактики по предотвращению буллинга и иного агрессивного поведения среди детей старшего дошкольного возраста.
Предполагается работа не только с дошкольниками, но и их родителями (законными представителями), а также с воспитателями групп.
Основной принцип работы специалистов с детьми и их родителями по данному направлению заключается в создании устойчивой сети социальной поддержки для ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
Содержание:
- Изучение нормативной базы, регламентирующей деятельность учреждений дошкольного образования по оказанию помощи несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
- Изучение учебно – методической литературы.
- Разработка алгоритма проектного решения.
- Разработка диагностического материала.
- Разработка плана работы по профилактике агрессии и буллинга у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста.
- Подготовка дидактического материала и пособий.
- Психолого – педагогическое просвещение родителей (законных представителей) по теме педагогического проекта.
Формы организации:
- Обмен, систематизация и анализ информации.
- Составление и заполнение анкет.
- Занятия с детьми старшего дошкольного возраста.
- Консультационные беседы.
- Семинар-практикум для воспитателей.
Сроки реализации педагогического проекта.
Проект рассчитан на три года: 2021 - 2023. Анализ результатов проекта проводится в конце каждого учебного года.
Этапы реализации педагогического проекта:
- Организационно – подготовительный этап (сентябрь 2021 – август 2022 г.).
Цель: создание условий, обеспечивающих результативность педагогического проекта.
- Внедренческий этап (сентябрь 2022 – декабрь 2022 г.).
Цель: внедрение педагогического проекта в практику работы учреждения дошкольного образования.
- Рефлексивно - аналитический этап (январь 2023 – май 2023 г.).
Цель: анализ эффективности использования форм и методов профилактики буллинга в учреждении дошкольного образования и обобщение результатов педагогического проекта.
Критерии и показатели определения эффективности педагогического проекта.
№ |
Критерии |
Показатели |
1. |
Качество результатов деятельности участников проекта
|
положительная динамика изменений отношений внутри социального окружения ребенка; предотвращение возможности проявления агрессивного поведения детей; профилактика буллинга; развитие образовательного процесса на основе внедрения нового содержания и методов. |
2. |
Высокая профессиональная компетентность педагогических и управленческих кадров |
создание профессиональной среды для обмена опытом; наличие эффективной системы повышения квалификации; личностные достижения педагогов. |
4. |
Повышение компетентности родителей (законных представителей) в сфере профилактики буллинга |
создание условий для просвещения по теме данного проекта; характер взаимоотношений «ребенок-родитель», «ребенок-ребенок», «ребенок-воспитатель»; создание благоприятного микроклимата в группе, семье; количество родителей (законных представителей), участвующих в проекте. |
3. |
Ресурсная эффективность педагогического процесса |
надёжность, устойчивость, экономичность, оптимальность всех видов ресурсов, обеспечивающих максимально возможные в данных условиях результаты в области качества дошкольного образования (кадровые, информационные, програмно-методические, финансовые, материально-технические и т.д.) |
5. |
Удовлетворённость результатами педагогического проекта |
положительная динамика удовлетворённости работой; мотивированность на достижение высокого результата; удовлетворённость полученными результатами в ходе реализации проекта; положительная динамика активности участия родителей (законных представителей) несовершеннолетних. |
Ожидаемый результат:
1.Разработка алгоритма работы по профилактике буллинга.
2.Разработка диагностического материала, адаптированного к учреждению дошкольного образования.
3. Разработка занятий для детей старшего дошкольного возраста, направленные на развитие коммуникативных навыков, улучшение микроклимата в детском коллективе и межличностных контактов, снижение уровня агрессии.
4.Создание консультативного центра для родителей по вопросам профилактики буллинга у детей.
5.Проведение семинара-практикума для воспитателей групп.
6.Профилактика буллинга и агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.
7.Формы и методы позволяют и специалистам, и родителям добиваться положительных результатов, изменить отношения внутри социального окружения ребенка, способствуют профилактике буллинга в детской среде.
Участники педагогического проекта
Воспитанники старшего дошкольного возраста ГУО «Ясли-сад № 38 «Родничок» г. Солигорска»;
законные представители (родители) воспитанников ГУО «Ясли-сад № 38 «Родничок» г. Солигорска»;
Шкор Марина Александровна – педагог социальный 1 квалификационной категории, педагогический стаж 15 лет;
Бугай Ольга Сергеевна – педагог – психолог, педагогический стаж 10 лет.
Ресурсное обеспечение педагогического проекта
Кадры: педагоги, имеющие высокий творческий потенциал, желание участвовать в педагогическом проекте.
Создание нормативной правовой базы и научно – методического обеспечения: подбор нормативных правовых актов, учебно-методической литературы, оформление педагогического проекта.
Материально – техническое обеспечение: материально – техническая база ГУО «Ясли – сад №38 «Родничок» г. Солигорска».
Финансовое обеспечение: спонсорская помощь родителей (законных представителей), внебюджетные средства ГУО «Ясли-сад №38 «Родничок» г. Солигорска».
Список использованных источников
- Анна Корниенко: Детская агрессия. Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка.: Учебник для родителей. -Рама Публишенг,2012.
- Володько Д.В. Коррекционно развивающие занятия по социальной адаптации детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов, обеспечивающих получение дошкольного образования: Минск «Зорны Верасок», 2010.
- Дубина Л.А. Коммуникативная компетентность дошкольников: Сборник игр и упражнений: Москва,2006.
- Езотова Е.И., Никифорова Е.В. , Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.-М: Издательский цент «Академия», 2004-288с.
- Лапатина А., Скребцова М.: Начало мудрости. 50 уроков о добрых качествах: для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- 3-е изд., исп. и доп.- М.: Амрита -Русь, 2007,304с.
- Смирнова Т.П.: Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум».- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.-160с.
- Царева Ю.В. Коррекция поведенческих нарушений у детей: Сборник упражнений и и игр – М: Книголюб,2008.-48с.
- Шестилетний ребёнок в семье и учреждении образования: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск : Нац. ин-т образования, 2016.
- Широкова Г.А, Практикум для детского психолога.- Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс,2006.-314.
Интернет ресурсы
https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/06/06/bulling-v-detskom-sadu
https://www.maam.ru/detskijsad/-metody-profilaktiki-detskoi-zhestokosti-v-do.html
https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/bulling_v_detskom_sadu_chto_eto
http://lastochka-madou.ucoz.ru/load/starshij_vospitatel/konsultacii/bulling_v_detskom_sadu_reshaem_problemu_pravilno/67-1-0-2300
https://.ru/files/programma-po-profilaktike-iavlenii-bullinga-mobbin.html https://www.livelib.ru/book/2659/readpart-diagnostika-i-razvitie-kommunikativnoj-kompetentnosti-doshkolnika-guzeliya-huzeeva/~10