Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе

28.08.2023

Известно, что учебная деятельность в смешанных по возрасту группах имеет свою специфику. Воспитатели этих групп испытывают затруднения в организации учебного процесса.

На сегодняшний день для планирования и организации занятий в разновозрастной группе учреждения дошкольного образования мы имеем учебную программу дошкольного образования, образовательный стандарт и методические рекомендации по организации обучения детей в условиях разновозрастной группы.

Как правило, в таких группах совершается завышение или занижение учебных требований. Воспитатель ориентируется на преобладающую по возрасту группу по количеству детей и проводит работу по программе ее возраста.

Создается ситуация подачи материала одной ступени трудностей для детей разного возраста и разных возможностей, а это плохо для учебной деятельности детей, не способствует их психологической подготовленности.

Одним из важных условий, в большей степени определяющей успех  учебной работы с детьми на занятиях, является знание воспитателем учебной программы дошкольного образования, умение свободно ориентироваться в материале для всех возрастных групп.

Очевидно, во многих случаях воспитатели планируют занятия  с учетом возрастных особенностей  и стараются проводить работу с каждой подгруппой отдельно, но неправильная организация его (одновременное начало и конец) приводит к лишней трате времени детьми, дезорганизации одной подгруппы во время, когда воспитатель работает с другой.

Нам известно, что большинство занятий целесообразно проводить одновременно со всеми детьми, но некоторые занятия необходимо проводить отдельно с каждой возрастной подгруппой. Работа по подгруппам является важным условием правильной организации процесса обучения в разновозрастной группе.  

В определении программного содержания занятий следует  исходить из того, что дети каждой возрастной подгруппы знают, умеют и, наоборот, что не знают.

Одновременно со всеми подгруппами детей можно проводить занятия по изобразительной деятельности, формированию элементарных математических представлений, отдельные занятия по ознакомлению с природой, речевому развитию.

Поэтому, надо стремиться к тому, чтобы материал каждого занятия содержал что-то новое и вместе с тем был доступен и интересен детям соответствующего возраста, включая посильные и конкретные задачи, решение которых требует активной работы мысли, умение сочетать полученные  знания с непосредственными чувственными представлениями о предметах и явлениях окружающей действительности.

В разновозрастных группах, как и в работе с детьми одного возраста, необходимо обеспечить весь процесс усвоения программного содержания.

Однако, если на занятиях в одновозрастных группах в определенные моменты решается, как правило, одна из дидактических задач, то в смешанной по возрасту группе одновременно должны решаться разные задачи: с детьми одной возрастной подгруппы изучается новый материал, в это время другим детям  предлагаются задания по закреплению знаний и умений, а дети третьей подгруппы работают самостоятельно.

Своеобразие обучения, необходимость на одном занятии фактически проводить по 2-3 занятия с разными подгруппами заставляет воспитателя чаще всего  предусматривать для каждого возраста  решение лишь одной задачи  (какой-то подгруппе дают новое, другой - закрепление и т.д.) и реже двух задач (новое и закрепление, закрепление и использование имеющих знаний и умений).

В смешанной группе чаще, чем в одновозрастной группе, приходится предусматривать занятия (обычно со старшими детьми) по самостоятельному использованию знаний, так как это дает возможность воспитателю проходить с другими подгруппами новый материал.

         Помним о том, что в содержание планирования включаются: образовательная область и вид занятия;

тема занятия;

программные задачи (обучающие, развивающие, воспитательные);

источники планирования (Убрали – методы и приемы).

При планировании специально организованной деятельности в разновозрастной группе необходимо указывать программные задачи применительно к каждому возрасту;

При одновременном обучении детей разных возрастных подгрупп воспитатель должен проводить работу поэтапно по такой схеме:

   -Объяснение нового материала.

   -Объяснение материала и задания для самостоятельной работы.

   -Самостоятельная работа детей.

   -Подведение итогов занятия.

   -Анализ.

 

Важно продумать, где и чем будут заняты дети, свободные от занятий или привлекаемые к нему позже.

Решение образовательных задач в соответствии с требованиями программы и с учетом обучения детей  разного возраста, в смешанной группе осуществляется главным образом в форме занятий трех типов.

  І. Занятия со всеми детьми по одному разделу обучения, но с разным программным содержанием для разных возрастных подгрупп (все рисуют, рассказывают по картине и т п.)

 ІІ. Занятия со всеми детьми, но по разным разделам обучения для подгрупп (одна подгруппа рисует, другая занимается математикой).

  ІІІ. Занятия с одной возрастной подгруппой (другая подгруппа занимается с музыкальным руководителем или руководителем физвоспитания, самостоятельно играет или готовится к прогулке).

 

Важным условием является  правильное определение основной  темы и программного содержания занятия. При разработке плана занятия надо стремиться к тому, чтобы общими для всех подгрупп были не только раздел программы и характер деятельности детей, но и были конкретные части, темы этих разделов  и виды деятельности детей, необходимо по возможности предусматривать общую основу для совместной учебной работы возрастных подгрупп.

Однако организация обучения по возрастным подгруппам может быть эффективной только при условии участия в нем помощника воспитателя и четкого распределения обязанностей между ним и воспитателем.

Успех занятий в разновозрастной группе зависит от продуманной структуры и целесообразности  организации детей. Воспитатель должен хорошо знать  программы и психологические возможности  детей всех возрастных групп, уметь соединять разный материал, заранее продумать, чем будут заниматься  дети каждой подгруппы. Нельзя, чтобы кто-то  бездействовал, ожидая, когда взрослый  вспомнит о нем и скажет что нужно делать.

Вместе с тем каждый раз воспитатель сам решает, как организовать занятие. Никто лучше его не знает детей, их характер, индивидуальные способности.

 

Типы и варианты организации детей

на занятиях в разновозрастной группе

 

1.Все дети заняты одним видом деятельности.

2.Комбинированные занятия.

2.Занятия с одной группой по одной методике.

           ТИП   I.

   ВАРИАНТ  I.

           Начало занятия одновременное. Все дети подгруппы работают по одной теме, с усложнением для старших детей. Затем детям старшей подгруппы дается самостоятельное задание, а дети средней подгруппы работают с воспитателем. На этом занятие со средней группой заканчивается. Затем 5-7 минут воспитатель работает с детьми старшей подгруппы и заканчивается занятие.

   ВАРИАНТ 2.

           Начало одновременное. Все подгруппы работают с воспитателем по одной теме с усложнением для старших детей. Здесь самостоятельная работа предлагается для младших и средних подгрупп, а старшие работают с воспитателем. Дав самостоятельное задание в старшей группе, воспитатель две минуты проверяет самостоятельное задание в  младшей подгруппе и отпускает детей. После этого переходит к проверке самостоятельного задания  в средней подгруппе, работает с ними над решением третьей  программной задачи, подводит итог  занятия.

   ВАРИАНТ 3.

           Используется в конце квартала, для контрольных и итоговых занятий.

   1 часть занятия. Дети  3-ех подгрупп работают вместе по одной теме с усложнением для старших детей.

   2 часть. В ней предлагается самостоятельное задание.  Проверка самостоятельной работы начинается с младшей подгруппы. После чего эти дети идут играть, затем проверяется самостоятельное задание средней и старшей подгрупп.

   3 часть. Дети средней и старшей подгрупп работают вместе с воспитателем по одной теме с усложнением  для старших. После чего дети средней  подгруппы свободны, со старшими детьми воспитатель продолжает работу и отпускает.

   ВАРИАНТ 4.

           Занятие начинается с детьми старшей группы. Через 7-10 минут  приглашает детей средней подгруппы, через 5-7 минут детей младшей подгруппы. Во второй части занятия дети старшей подгруппы выполняют самостоятельную работу. За это время воспитатель должен успеть поработать со старшей подгруппой  и дать им самостоятельное задание, приглашает детей младшей подгруппы, объясняет и дает самостоятельную работу. В последней части занятия все 3  подгруппы работают по одной теме, с усложнением для старших подгрупп.

   ВАРИАНТ 5.

           Отличается от предыдущего тем, что в последней части занятия детям средних подгрупп воспитатель может дать самостоятельное  задание, а с детьми  старших подгрупп работает по одной теме.

   ВАРИАНТ 6.

           Занятие начинается с детьми старшей и средней подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме, с усложнением для детей  6-го года жизни. Затем обеим подгруппам дается самостоятельная работа, на занятие приглашаются дети младших подгрупп. Решив одну задачу,  они приступают  к самостоятельной работе. Воспитатель в это время работает с детьми  старшей и средней подгрупп и отпускает их. Затем уделяется 2 минуты  для проведения  самостоятельной работы с детьми младшей  подгруппы и итога занятия.

   ВАРИАНТ 7.

           1 часть. Занятие начинается с детьми старших подгрупп. Они работают с воспитателем по одной теме. Во  второй части занятия  дети старшей подгруппы работают самостоятельно, дети средней – с  воспитателем.

   3 часть. Приглашаются дети младшей подгруппы. Все три подгруппы работают вместе по одной теме, потом дети  старшей и средней подгрупп уходят, а воспитатель продолжают работу с детьми младшей подгруппы. (Сначала привлекается помощник воспитателя или заведующая).

           ТИП  II.

   ВАРИАНТ I.

           Две группы заняты математикой, одна – ИЗО.

С детьми младшей подгруппы начинается занятие по ИЗО. Вступление, беседа, объяснение задания, закрепление последовательности в работе. Дети приступают к самостоятельной деятельности.

            Со средней и старшей подгруппой  проводится занятие по математике, с усложнением для старших. Дается задание для самостоятельной работы. В это время воспитатель помогает детям младшей подгруппы, проводит индивидуальную работу. После анализа работ, уходят. Работа с двумя подгруппами у детей средней группы заканчивается раньше, чем у старших.

   ВАРИАНТ 2.

          Варьируются группы детей наоборот: старшая – ИЗО; младшая – математика.

   ВАРИАНТ 3.

           Одна из подгрупп – занятие ИЗО, но в другой подгруппе занятие по математике начинается последовательно. Причем вариант предусматривает возможность сообщения нового материала одновременно.

           ТИП  III. 

   ВАРИАНТ I.

           Связан с неодинаковым количеством занятий в неделю. Занятия проводятся с двумя подгруппами: средней и старшей.

   ВАРИАНТ 2.

   Занятие по математике воспитатель проводит с детьми старшей подгруппы по общепринятой методике, в это время проводится музыкальное занятие с детьми средней группы.